Татарская общественность Башкортостана с удовлетворением воспринимает повышение внимания Федерального центра к решению национальных и межнациональных проблем в России. Закон "О национально-культурной автономии" открывает широкие возможности для налаживания культурно-духовной жизни народов, которые проживают за пределами тех административно-территориальных единиц, где провозглашена их государственность. Татары Башкортостана остро нуждаются в самоорганизации в рамках, предоставляемых Законом РФ "О национально-культурной автономии" и "Об общественных объединениях". Татары, населяющие республику Башкортостан, являются самым многочисленным сообществом (более миллиона человек) в Российской Федерации, проживающей за пределами республики Татарстан. Сегодняшнее руководство Башкортостана не желает решать национально-культурные проблемы татар на основе равенства прав всех народов республики, и, к сожалению, препятствует самоорганизации татар для решения своих национальных интересов на основе Федеральных законов. Съезд по созданию и учреждению региональной национально-культурной автономии татар Башкортостана в городе Москве, вынужденный шаг из-за прямого запрета властей республики предоставить помещение, что является фактом нарушения прав человека и свободы личности. Запрет на предоставление помещений. Такие же указания были даны и в период создания местных НКАТ в районах и городах РБ. Имеет место факт срочного внесения республиканским парламентом изменений в закон "О НКО", запрещающих финансирование местными и республиканским бюджетами национально-культурных программ НКА народов РБ. Несмотря на оказываемое властями республики противозаконное давление, на 15 ноября 2004 года созданы и учреждены местные национально-культурные автономии татар в 34 районах и городах Башкортостана. Активную деятельность по защите и развитию национально-культурных потребностей татарского народа начала МНКАТ г.Уфы, зарегистрированная в мае 2003 года, после трехлетних судебных разбирательств, лишь во исполнение решения президиума Верховного Суда РБ по рекомендации Верховного Суда РФ. Государственные органы республики недостаточно решают многочисленные наболевшие национальные проблемы татар, всячески мешают общественным организациям в конкретном их решении. Татарская культура, передачи на радио и телевидении на татарском языке финансируются по остаточному принципу. Достаточно привести только один пример: государственное телевидение Башкортостана из более чем 100 часов еженедельного эфира на татарском языке вещает лишь 25-30 минут. Татарский язык, язык более чем трети населения республики, постепенно вытесняется из общественной жизни республики. После проведения переписи населения в 2002 году, где татары в массовом порядке были записаны башкирами количество татарского населения в республике между; двумя последними переписями "уменьшилось" на 130 тыс. человек, начался массовый перевод татарских школ на башкирский язык обучения, и принудительного изучения башкирского языка как государственного во всех школах РБ, показывающие действительное направление национальной политики правящих кругов республики. Выборы президента Башкортостана, прошедшие в декабре 2003 года, стали свидетельством того, что граждане татароязычного населения протестуют против такой политики в республике. На северо-западе в районах и городах Башкортостана, населенных преимущественно татарами и русскими, в первом туре голосования М.Г. Рахимов нашел поддержку менее трети избирателей. И лишь ценой усилий Федерального центра, а также обещания, данного М.Г. Рахимовым по предоставлению татарскому языку особого статуса, он сохранил свою высокую должность. Однако, после выборов он встал на прежние рельсы игнорирования и ущемления прав татароязычного населения республики. В сложившихся условиях, мы, делегаты съезда татар, вынужденные провести этот съезд в г. Москве, считаем, что проблемы татар республики можно решать только сорганизовавшись на основе федеральных законов о НКА и опираясь на центральные органы власти. Мы верим, что Государственные органы России будут защищать права не только русскоязычного населения, проживающего за рубежом, но и права своих граждан, проживающих в Башкортостане. Татары Башкортостана требуют только одного - равноправия, гарантированного Конституцией Российской Федерации и Республики Башкортостан. Всесторонне обсудив цели и задачи, изложенные в Уставе РНКАТ РБ, учитывая необходимость объединения общественных сил и создания института национально-культурной автономии татар в Республике Башкортостан Съезд решил: 1. Учредить Региональную национально-культурную автономию татар Республики Башкортостан. 2. Утвердить и принять Устав Региональной национально-культурной автономии татар Республики Башкортостан. 3. Избрать Совет Региональной НКА татар РБ. 4. Утвердить ревизионную комиссию в составе пяти человек. 7. Утвердить в качестве печатного органа РНКАТ РБ общественно-политическую и литературно-художественную газету "Халык ихтыяры" ("Воля народа"). 11. Поручить Совету РНКАТ Башкортостана обратиться к Президенту и Госсобранию РБ о необходимости выполнения предвыборных обещаний и во исполнение "Европейской хартии о языках национальных меньшинств", закона Российской Федерации "О языках народов РФ" придать татарскому языку в Башкортостане статус государственного. В случае отказа или отсутствия ответа из официальных структур власти, поручить Совету РНКАТ не позднее, чем через три месяца после обращения, продолжить организационную работу по проведению Референдума как высшей формы народного волеизъявления по приданию татарскому языку статуса государственного. г. Москва 27 ноября 2004 года